Генпрокурор не хочет отдавать Суркисам депозит в "Приватбанке" на 1 млрд. Адвокаты Суркисов приводят 5 аргументов, почему их позиция законна
Генпрокурор Украины Ирина Венедиктова заявила, что Офис генпрокурора отстаивает 1 млрд грн активов "Приватбанка", по которым сейчас идет судебная тяжба с братьями Суркисами. Заседние Верховного суда по данному делу будет 27 апреля.
Об этом говорится в обращении Венедиктовой, размещенном на сайте ведомства.
В тоже время, адвокаты Суркисов опровергают ее аргументы.
"Страна" публикует позицию двух сторон.
Позиция генпрокурора
"Обязанность Офиса Генерального прокурора - отстаивать Закон, права человека и интересы государства. Сейчас прокуроры осуществляют это в Большой Палате Верховного Суда в одном из дел, связанных с национализацией "Приватбанка".
Поясню ее суть - семья истцов во время национализации "Приватбанк" попала под признаки связанных с банком лиц, со всеми определенными законодательством последствиями. К ним были применены общеевропейский механизм "bail-in". Он позволяет урегулировать неплатежеспособность банков или ее высокой вероятности за счет внутренних источников, в частности, путем списания собственных средств акционеров.
Во время национализации 1 млрд гривен депозитов конвертированных в акции, выкупило государство. Истцы требуют от Национального банка, Фонда гарантирования вкладов физических лиц и "Приватбанк", отменить это решение и вернуть указанную сумму, потому что не считают себя лицами, связанными с банком", - сообщила Венедиктова..
Она напомнила, что иск был удовлетворен постановлением Окружного админсуда Киева в 2017 году. Киевский апелляционный административный суд своим постановлением оставил его в силе.
Затем Нацбанк, Минфин и государственный "Приватбанк" обжаловали эти судебные решения в кассационном порядке. Офис Генпрокурора вступил в дело в ноябре 2019 года с целью защиты и представительства интересов государства.
"Это дело по своей важности - не простой спор. Вынесено судом решение будет иметь большое значение для обеспечения развития права и формирования единой правоприменительной практики при рассмотрении других исков, связанных с национализацией "Приватбанка". Ведь этот иск - лишь капля в море аналогичных - общая сумма требований к государству в таких делах составляет еще более 29 млрд гривен. Сейчас это четверть бюджета здравоохранения" - сообщила генпрокурор.
Она добавила, что государство уже потратило на докапитализацию банка более 160 млрд гривен и что эта сумма больше, чем расходы бюджета на сферу обороны на 2020 год. К тому же в "Приватбанке" сконцентрировано до 40% депозитов всей банковской системы.
"Таким образом в этом деле обеспечения верховенства права и законности, интерес государства и интерес каждого гражданина совпали. Они равны по важности и составляют тот общественный интерес, который призван защищать прокурор" - резюмировала Венедиктова.
Позиция Суркисов
В тоже время, аргументы адвокатов семьи Суркисов в данном деле прямо противоположны позиции генпрокурора.
"При применении к банковским вкладам братьев Суркисов и их родственников процедуры bail-in был явно нарушен справедливый баланс и допущены другие нарушения, подтверждается следующим.
Во-первых, депозиты списаны полностью бесплатно без возмещения любой стоимости.
Во-вторых, процедура списания депозитов осуществлена в течение 2 дней без всякого уведомления вкладчиков.
В-третьих, списание депозитов нарушает принцип индивидуальной ответственности, поскольку вкладчики фактически несут ответственность за действия акционеров и менеджмента банка за доведение банка до неплатежеспособности, к которым они не имеют никакого отношения.
В-четвертых, братья Суркисы и их родственники не считались связанными лицами с банком, поскольку по состоянию на время проведения bail-in не прошел установленный законом 15-дневный срок для подачи соответствующих возражений на решение о связи.
В-пятых, налицо нарушение ст. 41 Конституции Украины оказалось в том, что лишение права собственности на денежные вклады было осуществлено без какого-либо решения / приговора суда и доказательства вины указанных лиц.
Таким образом, приведенные нарушения свидетельствуют о незаконности применения в отношении братьев Суркисов и их родственников процедуры bail-in, а также соответствующего списания денежных средств с их банковских счетов", - говорится в заявлении адвокатов семьи Суркисов.
Также семья Суркисов опровергает, что решение суда в их пользу будет являться прецедентом для взыскания с "Приватбанка" всех средств связанных с банком лиц, проведенных по процедуре bail-in.
"Семья Суркисов не обжалует ни национализацию "Приватбанка" в целом, ни всю процедуру конвертации средств связанных лиц в размере 29,3 млрд. грн. Дело, которое рассматривается Верховным Судом, не создает прецедент для других связанных лиц, поскольку семья Суркисов защищает исключительно свои права на отдельно взятых конкретных основаниях. Для отмены или пересмотра этих процедур в отношении других связанных лиц им нужно обращаться в суд и приводить собственные аргументы", - говорится в заявлении.
Также адвокаты семьи Суркисов опровергают то, что решение суда в их пользу может привести к убыткам для государства.
"Решение по 1 млрд гривен вступило в силу, подлежало исполнению еще с 06 ноября 2017 года и было выполнено "Приватбанком" в добровольном порядке. Сейчас спор находится на стадии кассационного рассмотрения в Большой палате Верховного Суда, который является судом кассационной инстанции, что абсолютно не влияет на ход выполнения судебных решений.
Поэтому будущее решение Верховного Суда, если оно окажется положительным для семьи Суркисов, не будет иметь никакого негативного влияния на расходную часть бюджета, поскольку присужденные ко взысканию средства уже были добровольно возвращены Приватбанком", - заявляют адвокаты Суркисов.
Ранее "Страна" подробно описывала суть тяжбы Суркисов по поводу депозитов в "ПриватБанке".