В России раскручивается скандал с гибелью двух операторов беспилотников, которых направили в штурмовики.
Российские телеграм-каналы опубликовали обращение военных РФ Сергея Грицая (Эрнест) и Дмитрия Лысаковского (Гудвин), где они заявили, что из-за конфликта с командованием были переведены в штурмовики.
13 сентября Z-паблики написали, что оба они погибли.
В обращении Эрнест и Гудвин обвинили своего командира с позывным "Злой" (командир 87-го полка "Славянской бригады" Игорь Пузик) в торговле наркотиками, воровстве и саботаже.
После того как этот скандал начали раскручивать Z-паблики, министр обороны РФ Андрей Белоусов поручил начальнику генштаба Валерию Герасимову совместно с ФСБ "разобраться в ситуации".
А ситуация для командования РФ очень непростая.
С одной стороны, скандалы, когда операторов БПЛА отправляют в пехоту, где они гибнут, на войне не редки. Были они и в украинской армии. Но в ВСУ эта проблема в значительной степени решилась тем, что операторов беспилотников выделили в отдельный род войск. В армии РФ таких решений пока не принято.
Однако в случае с Гудвином, как следует из его же видео, проблема другая - речь идет о конфликте, который имел место у него с командиром полка в отместку за который Гудвина и отправили в штурмовики. При этом причины конфликта известны только с его слов. Достоверность их непонятна, а некоторые обвинения выглядят малоправдоподобно (например, то, что много лет воевавший за "ДНР" Злой якобы сознательно не наносил удары по выявленным Гудвином целям, работая на западные спецслужбы).
Сам Гудвин - известный деятель. В 2014 году, работая в Москве адвокатом, он решил поехать на Донбасс "воевать за Новороссию". При этом вскоре у него начались проблемы с властями "ДНР", и его отправили в тюрьму. То есть это такой бунтарь вроде Стрелкова-Гиркина. Подобный тип людей часто становится источником конфликтов и неповиновения в любых армиях мира.
Также некоторые российские паблики делают акцент на том, что комполка - уроженец Украины (то есть "дээнэровец"), а погибшие военные – уроженцы России. Тут речь идет, судя по всему, о конфликте между "дээнэровцами" и россиянами, которые попадают служить в подразделения, сформированные еще в "ДНР". Россияне время от времени жалуются в соцсетях, что к ним "донецкие" относятся как к людям второго сорта, отправляя на самые опасные задания.
При этом подразделения "ДНР" в российской армии считаются одними из самых боеспособных и мотивированных. Именно они сейчас наступают на Покровском направлении, где у РФ наиболее сильное продвижение.
И начинать разборки с командирами этих подразделений в разгар наступления - значит идти на риск срыва всей операции. А также создать огромную проблему в масштабах всей действующей в Украине российской армии.
Основной контингент, которым сейчас она пополняется - это завербованные уголовники, а также контрактники, многие из которых – обычные "заробитчане", которые идут служить за длинным рублем. Из таких трудно сделать хороших солдат и поддерживать среди них дисциплину.
С подобной проблемой с прошлого года начала сталкиваться и украинская армия, по мере того как мотивированные добровольцы 2022 года выбывали из строя и их места занимали принудительно мобилизованные, что привело к резкому росту числа СЗЧ.
Но российское командование, в отличие от украинского, хоть и имея куда более проблемный и менее мотивированный контингент, чем в ВСУ, сумело выстроить систему управления, которая этот контингент не только держит в повиновении, но и побуждает/принуждает выполнять боевые задачи.
Система эта, судя по поступающей информации, далеко не гуманная, дает простор для произвола командиров в отношении подчиненных, но поддерживает в армии боеспособность.
Если командиров теперь начнут преследовать по жалобам солдат, вся эта система может рухнуть. Что как минимум приведет к снижению боеспособности и дисциплины, а как максимум - к развалу армии, которая, учитывая наличие в ней большого количества уголовного элемента, может превратиться в совокупность вооруженных банд, которые сбегут с фронта грабить российские города.
Вторая часть проблемы для РФ - то, как скандал с Гудвином раскручивается в российском информполе.
Занимается этим в основном та же сетка Z-пабликов, которая уже неоднократно "качала" ситуацию в России. Ранее они активно поддерживали Пригожина во время подготовки мятежа. Не так давно – подняли волну "зрады" по поводу наступления ВСУ в Курской области, что привело к падению рейтинга Путина, зафиксированного даже официальной социологией. Теперь раскручивают скандал с Гудвином.
В целом они системно разжигают все существующие в российском обществе противоречия – между народом и властью/чиновниками, между богатыми и бедными, между теми, кто на фронте, и теми, кто в тылу, между русскими и мусульманами, между местными и мигрантами, между солдатами и командирами.
Последнее для Кремля особенно опасно, учитывая, что Z-паблики популярны в военной среде.
Вопрос: зачем они это делают?
Есть разные варианты объяснений, начиная с банального стремления на хайпе нарастить аудиторию и волонтерские сборы (с которых живут многие Z-блогеры), и заканчивая тем, что Z-паблики использует Кремль для "выпуска пара", "чтобы держать генералов в тонусе", "получать альтернативную информацию" и т.д.
Считается, что большинство крупных Z-пабликов курирует совладелец "Царьграда" Малофеев и секретарь Госсовета РФ Дюмин, которые враждуют с командованием армии. Та же сетка Z-пабликов, которые ранее активно пиарила Пригожина, теперь продвигает Дюмина. Весной они его "сватали" на должность министра обороны, а после разгона "зрады" по наступлению ВСУ в Курской области запустили слух, что отвечать за отражение украинского наступления якобы будет Дюмин. Это была бы своего рода калька с ситуации 1999 года, когда тогдашний премьер Путин возглавил отражение наступления чеченцев на Дагестан с фразой "будем мочить в сортире", чем и обеспечил себе победу на выборах президента. Однако позже слух о назначении Дюмина ответственным по Курской области опровергли.
Также популярна версия, что накаты на командование армии Z-паблики делают в рамках конкуренции армии и ФСБ, а также в рамках борьбы "башен Кремля", часть из которых ранее "сбивали" Шойгу, а теперь добиваются увольнения Герасимова.
Скандал с Гудвином в эту логику также ложится. Z-паблики уже начали писать, что к ним теперь обращаются многие солдаты с жалобами на произвол офицеров. И намекают, что теперь этим будет заниматься ФСБ, запустив волну арестов среди командиров действующей армии.
Что, как мы уже писали выше, может привести к резкому снижению дисциплины и боеспособности ВС РФ.
Z-паблики в этом плане напоминают солдатские комитеты, которые развалили русскую армию в 1917 году. Причем создавались они после февральской революции по инициативе эсеров и меньшевиков, которые выступали за "войну до победного конца", развала армии не хотели, но при этом не доверяли царским офицерам и генералам. В итоге ситуация быстро вышла из-под контроля, дисциплина в армии, где ликвидировали единоначалие, быстро рухнула.
За этими процессами очень внимательно наблюдают в Украине и на Западе, где уже давно воспринимают Z-паблики как союзников в деле раскачки ситуации внутри России. Возможно, эти надежды окажутся иллюзорными, однако они влияют на принятия многих решений.
Например, не идти на компромиссы с Путиным, а воевать вдолгую, ожидая "новой смуты" в РФ. Также одним из аргументом для передачи Украине права бить ракетами по российской территории являются ожидания того, что Z-паблики по этому поводу поднимут новую волну "зрады" и подорвут доверие к Путину в обществе, если тот сразу не даст жесткого ответа (при том что возможный ответ Путина, как мы писали, может и не предусматривать ударов сразу).
Впрочем, на данный момент потенциальные процессы дестабилизации пока еще находятся в зародыше и у Кремля есть возможность их быстро купировать, резко усилив контроль за информпространством. Однако, как показал пример мятежа Пригожина, который готовился фактически в открытую, далеко не всегда Кремль решает проблемы в зародыше.