Знаменитое совещание президента с местными чиновниками и бизнесом в Хмельницком, на котором Владимир Зеленский спонтанно позвонил председателю "Укрэксимбанка" Евгению Мецгеру и потребовал 12-месячную отсрочку по кредитам, серьезное переполошило финансовый рынок.
На дыбы стали обе стороны. Заемщики заявляют, что не виноваты в резком ухудшении ситуации в экономике и в падении свой платежеспособности - не они принимали решение о карантине. А банкиры отвечают, что не могут раздавать кредитные льготы всем подряд. Ведь тогда их денежные поступления резко иссякнут, и они не смогут рассчитаться с вкладчиками. Любимый тезис финансистов сейчас: "Если вы хотите массовые каникулы по кредитам для заемщиков, так давайте устроим и каникулы по депозитам для вкладчиков".
Намекают на паузу в выплате депозитных процентов.
Как только "стенка пошла на стенку" на поверхности оказались ключевые вопросы по кредитам. И карантинного, и до карантинного периода.
Почему по льготной программе правительства "Доступные кредиты 5-7-9%" выдается не очень много кредитов, она не стала массовой и не поднимает экономику страны, как изначально предполагалось? С февраля 2020 года предоставлено лишь 546 кредитов на общую сумму 339 млн грн, что крайне мало в масштабах государства.
Почему в Украине крайне медленно снижаются ставки по банковским кредитам невзирая на активное снижение учетной ставки Нацбанка?
Ее стали активно опускать с октября 2019 года, и с тех пор она рухнула с 15,5% до 8%. Однако цены на кредиты по-прежнему держатся в рамках 15-22% годовых.
Почему банки в принципе отказываются кредитовать в карантин и что нужно делать, чтобы их к этому подтолкнуть?
Все это "Страна" выяснила у финансистов и у прославившегося на этой неделе "Укрэксимбанка".
Как часто отказывают в кредитных льготах и почему
Большинство банков стали принимать заявки на кредитные каникулы и реструктуризации с апреля 2020 года. В марте это делали немногие. Просьб об отсрочках было разное количество, в зависимости от клиентской базы каждого финучреждения: у кого-то льготы запросили 5-10% заемщиков, а у кого-то половина. Наиболее показательными по этой части являются системные финучреждения.
"С начала апреля заявки на кредитные каникулы подали 8,8 тысяч наших клиентов в категории малого и среднего бизнеса. Это около половины клиентов с кредитами (без учета кредитных лимитов на счета, кредитные каникулы до 31 июля 2020 по которым предоставлены автоматически всем клиентам - Ред.). Из 8,8 тысяч заявок на "кредитные каникулы" по факту согласовали 6,5 тысяч (74%), а отказали 2,1 тысяч (23%). Остальные еще находятся в работе", - сообщил "Стране" руководитель направления обслуживания "Приватбанка" Сергей Клюев.
20-30% - считается не самым высоким уровнем отказов. Неофициально финансисты рассказали, что в некоторых финучреждениях отказывают еще чаще - в 50-60% случаях. На это влияют два фактора: текущее финансовое состояние самого банка. Если его доходы сократились сильно, акционеры не обещают помощи, а за рефинансированием в Нацбанк не хочет обращаться (чтобы не привлечь к себе пристальное внимание регулятора), то будет часто отказывать клиентам.
Клиентская политика в отношении к заемщикам каждого отдельного взятого финучреждения.
Именно в такой последовательности. Финансовое состояние банка всегда стоит на первом месте — это вопрос выживаемости, и с этим ничего не поделать. Никто не хочет из-за убытков сокращать оклады своим сотрудникам, увольнять их и закрываться в итоге.
А вот когда включается клиентская политика — начинается переоценка ситуации у каждого заемщика. С учетом карантина и докризисной ситуации.
"Решение об изменении условий обслуживания кредита для юридического лица зависит от всестороннего анализа его деятельности. Возможностей и нагрузки клиента, плановых денежных потоков с учетом сезонности деятельности. По результатам рассмотрения каждого обращения банк четко определяет, когда заемщик действительно оказался в сложной ситуации и какая ему требуется поддержка. А также его возможности в погашении в будущем, в том числе на основании анализа действующих контрактов", - рассказал "Стране" советник главы правления Укрэксимбанка Михаил Медко.
Он заявил, что банки идут на встречу бизнесу и людям в сложных ситуациях. Отказывают, когда считают, что заемщики не находятся в безвыходном положении.
"Некоторые обращения вызваны необоснованным желанием получить дополнительные преференции", - заверил Медко.
Вот в этом моменте возникает большинство конфликтов между клиентами и их банкирами. Заемщики уверены, что они и их бизнес стоит на коленях, что ситуация по-настоящему беспросветная. А их финансисты видят движение денег по счетам, и уверены, что человек или компания не доведены до отчаяния. Что могут выкроить из имеющихся средств еще немного и заплатить им. Стороны по-разному оценивают "конец света", и спорят до последнего. Это первая проблема.
Вторая - это перспективы заемщика. Если банк поймет, что его льгота поможет заемщику пережить трудные времена и воскреснуть после завершения эпидемии Covid-19 - то, скорее всего, ее предоставит. Но если после всех просчетов решит, что клиенту уже ничего не светит и от банкротства он не отвертится, то, скорее всего, поблажек не будет. Постарается взыскать залог и вернуть себе деньги. Как говорится, "ничего личного - только бизнес".
"Формула простая - если у субъекта хозяйственной деятельности (ФОП и юридические лица) есть четкое понимание и план, каким образом через определенный период будут сгенерированы денежные потоки для погашения своих обязательств, в том числе и перед банком, и они реалистичны (это уже мнение банка), то банк всегда пойдет ему навстречу. И наоборот", - объяснил Медко.
Но даже тем, кому повезет с кредитными льготами - все равно придется платить банкам.
"Реструктуризации подлежит исключительно тело кредита (капитал). Оплата процентов должна проводиться в стандартном режиме, до 10 числа каждого месяца. Для банка вовремя оплаченные проценты - минимально необходимый маркер здоровья бизнеса", - подчеркнул в беседе со "Страной" начальник отдела по работе с инвесторами Банка Кредит Днепр Андрей Приходько.
Очень сложно получить полноценную кредитную отсрочку - когда не платишь ничего: ни тела кредита, ни процентов. Чаще всего банкиры настаивают на уплате процентов. Правда, финансисты уверяют, что люди стали намного реже платить о поблажках.
"Больше всего заявок на кредитные льготы поступило в апреле, в мае количество обращений сократилось на 20%", - рассказал "Стране" начальник управления риск-менеджмента Forward Bank Константин Яковенко.
Будет ли новая волна запросов на кредитные льготы - во многом зависит от того, как бизнес и экономика будут выходить из карантина, и от того, придется ли властям его продлевать. То есть от развития ситуации с эпидемией коронавируса.
Почему по программе "5-7-9%" выдается мало кредитов
Вялому продвижению в массы правительственной программы так называемых "доступных кредитов" банкиры дают по меньшей мере 4 объяснения:
1. "Не такие уж эти кредиты и доступные".
Требования по документам/залогам/финансовым показателям настолько сложные, что каждый пятый заемщик, которому банк давал предварительное согласие на выдачу льготного кредита, сам отказывался участвовать в "5-7-9%".
"Из более чем 10 000 "лидов" (согласий клиентов до рассмотрения по программе«5-7-9%) банк получил полные пакеты документов менее чем от 2 тысяч клиентов. А положительные решения пока что принял по чуть менее 250-ти заемщикам. По остальным возникали проблемы с залогом или с несоответствием финансовых показателей. Значительная часть клиентов сама отказалась от рассмотрения, учитывая многочисленные требования по программе", - рассказал Сергей Клюев.
2. Программа не рассчитана на массовое кредитование - много условий.
Цели и назначение "5-7-9%" часто не совпадают с тем, что сейчас нужно украинскому бизнесу. «Основная общая проблема — несоответствие заемщиков условиям программы и требованиям банков", - подчеркнул Михаил Медко.
Некоторые направления вообще не входят в правительственную льготную программу.
"Например, запрещено финансировать или "рефинансировать" лизинг. А это программа, в которой у банка сильнее всего проработана технология и мы принимаем решения по таким кредитам менее чем за 4 дня", - отметил Сергей Клюев.
Большим спросом сейчас пользуется кредитование по программам рефинансирования - это когда новые займы берут, чтобы погасить старые на более выгодных условиях. Еще бизнес активно запрашивает кредиты на финансирование оборотного капитала - чтобы поддерживать свою текущую деятельность.
"Но, чтобы программа заработала в массовом режиме, нужно пересмотреть ограничения по "максимально возможной ставке для банков". Или ввести действенный механизм государственных "портфельных гарантий" в размере не менее 80% от сумм кредитов. Это позволит включить в программу также и "беззалоговые" кредиты. Например, программу КУБ, по которой Приватбанк в прошлом году выдал около 30 000 беззалоговых кредитов клиентам МСБ со средней суммой около 130 000 гривен и средним таймингом выдачи до 2-х дней", - сказал Клюев.
3. Проблемы в экономике.
Украинская экономика сильно пострадала из-за эпидемии коронавируса - объемы производства сокращаются. Бизнесмены все меньше думают о новых проектах. Ставят перед собой задачу минимум - выстоять и пережить сложные время. Пока не восстановится спрос на товары и услуги.
4. Бизнес находится в тени, банки не хотят рисковать.
Банки очень строго подходят к оценке заемщика, и, если возникают малейшие сомнения в возврате средств - отказывают.
"Все риски по кредитованию по программе "5-7-9%" банки несут сами. И если кредит станет невозвратным, банку придется покрывать убытки за счет своей прибыли или просить акционеров увеличивать капитал. Нацбанк не даст никаких поблажек участникам программы "5-7-9%". Не стоит надеяться, что государственные банки будут активно раздавать деньги по этой программе", - заверил Андрей Приходько.
Часто бизнес не могут адекватно оценить из-за значительной теневой составляющей.
"Если бизнес клиента в тени, то банку сложно оценить риск. Поэтому и усложняются процедуры. Клиенты, которые ведут прозрачный бизнес, получают кредиты проще и быстрее", - отметил Сергей Клюев.
Проблем масса, но в банках говорят, что "свет в конце тоннеля" все же есть. Во-первых, требования и условия по "5-7-9%" время от времени меняются. Во-вторых, постепенно расширяется потребительская аудитория.
"Если в начале программы мы наблюдали больше обращений от предпринимателей, принадлежащих к микробизнесу и стартапам, то сейчас увеличивается количество юридических лиц, которые уже работают, имеют опыт и результат от своей деятельности, а также за рефинансированием действующих кредитов", - рассказал Михаил Медко.
Почему кредиты не дешевеют при снижении учетной ставки
Финансисты постоянно говорят, что вслед за учетной ставкой Нацбанка будут активно опускаться и кредитные проценты банков. Однако удешевление кредитов для заемщиков практически не ощущается. 11 июня ожидается новое уменьшение учетки НБУ - на этот раз с 8% до 6%. Однако даже после этого никто не обещает заемщикам копеечных кредитов по нескольким причинам:
1. Очень медленно дешевеет ресурсная база. Чтобы опустить ставки по кредитам, банки должны сначала опустить ставки по депозитам. Это происходит очень медленно. Финансисты боятся, что вкладчики перестанут нести деньги на счета, потому плавно уменьшают им доходности. В среднем на 1,5% годовых в квартал.
Год назад средняя ставка по гривневым вкладам населения находилась в рамках 16-18% годовых (максимальные превышали 20% годовых), сегодня она держится на 10-11%. Процесс идет, хотя и очень медленно.
2. Очень высокие риски невозврата. В цену кредита закладывается также вероятность того, что кредит не будет выплачен. Чем хуже ситуации в бизнесе и экономике в целом - тем такой риск выше.
"Кроме ценовых параметров есть ряд других важных условий. Это финансовое состояние заемщиков и их способность обслуживать кредиты, правовое поле, от которого зависят кредитные процедуры банков, защита от рисков невозврата выданных средств и т.д.", - подтвердил Михаил Медко.
Почему банки в принципе отказываются кредитовать
Эпидемия коронавируса - самое неудачное время для наращивания кредитования. Так думают если не во всех украинских банках, то во многих. Даже тот бизнес, которые все еще остается на ногах, может рухнуть в любой момент, если COVID-19 начнет активнее распространяться и придется возвращать жесткие ограничения. То же самое касается и населения. Сегодня у человека есть работа и стабильная зарплата, а завтра у его предприятия что-то пойдет не так и он будет уволен, потому физически не сможет платить по кредиту.
С такой позиции банки сейчас рассматривают каждую кредитную заявку, которая к ним поступает. Потому скептически относятся к призывам правительства или президента Зеленского помочь бизнес или народу. Помочь можно один раз, а потом помогать уже будет некому - банк придется закрыть из-за невозвратов.
"Чтобы подтолкнуть банки к более активному кредитованию, государству и регулятору нужно разделить с ними риски. Как это делают в Европе. В ЕС существуют программы гарантирования кредитов малому и среднему бизнесу, например, программа COSME, которая предполагает предоставление Евросоюзом гарантий для банков под кредиты тем МСБ, которые или работают в уязвимых отраслях экономики или не совсем подходят под стандартные требования банков", - предложил Андрей Приходько.
Еще он напомнил, что для смягчения последствий эпидемии Covid-19 Еврокомиссия приняла ряд других поблажек для банков:
- на два года отсрочила требования по внедрению международных стандартов финотчетности 9-го поколения;
- на год отсрочила требования по банковскому надзору Базель III;
- смягчены правила оценки рисков и формирования резервов по кредитам в случае наступления внезапного экономического или иного кризиса (имеется в виду пандемия Covid-19).
В то же время у украинского Нацбанка финансисты не могут допроситься пересмотра даже требований по резервам и прочим нормативам. Не говоря уже о разделении рисков.
Все, что предложил НБУ - это свои кредиты рефинансирования. Но вся ответственность за кредитование в сложных условиях остается на банках: если будут невозвраты - они останутся в убытках. Регулятор в любом случае потребует вернуть ему все рефинансирование. Банковская система не готова нести риски самостоятельно. Никто не забыл о зачистке (закрытии 100 банков), которую наш центробанк устроил в 2014-2016 году, и никто не желает повторять этот опыт. Как бы их не уговаривали чиновники.