В Европейском союзе с 6 по 9 июня проходили выборы в Европарламент. По их итогам обновится не только само общеевропейское представительное собрание, но и в течение определенного времени другой важный орган Евросоюза - Европейская комиссия. Сменятся также главы Европейского совета и внешнеполитической службы ЕС.
При этой смене лиц в органах Евросоюза серьезным фактором станут именно результаты в ЕП. Европарламент утверждает кандидатуру нового президента Еврокомиссии, предложенную Евросоветом (то есть лидерами стран ЕС), как и членов самой ЕК - еврокомиссаров.
А в избранном составе, исходя из итогов выборов, более важную роль будут играть правые и даже ультраправые силы, которые находятся сейчас на подъеме во всем ЕС. Руководству европейских органов, желающему сохраниться при перезагрузке системы власти в блоке, возможно, придется договариваться с ними.
Какой будет сделка - одна из важных интриг, которая может иметь прямое отношение к ситуации в Украине.
Но еще более важная интрига - ситуация во Франции, где после поражения партии президента Макрона на выборах в ЕП он решил распустить французский парламент и объявить досрочные выборы. В случае, если президентская партия и там потерпит поражение это может привести к смене правительства и к состоянию двоевластия в стране, когда премьер будет в оппозиции к президенту. И это может оказаться очень значительным по последствиям и для ситуации внутри ЕС, и для отношений Европы с Украиной и Россией.
Подробности - в нашем материале.
И скопом, и по отдельности
На десятых общеевропейских выборах, растянутых на несколько дней из-за особенностей избирательного законодательства некоторых государств-членов, были избраны 720 евродепутатов. Срок действия их мандата - пять лет.
96 депутатских мест - это наибольшее возможное количество народных избранников от одной страны - достанется Германии. У Франции будет 81 депутат, Италии - 76. Чехия, Греция, Венгрия, Португалия, Швеция получат по 21 депутатскому месту. Меньше всего депутатов будет у Кипра, Люксембурга и Мальты - по шесть.
Подход к выборам довольно оригинальный.
Общих правил несколько: выдвижение только от партий, действующих в той или иной стране ЕС (то есть самовыдвиженцев быть не может), и число получаемых политсилой мандатов пропорционально количеству отданных за нее голосов. Избирательный барьер, если он введен в стране, не должен превышать 5%.
Тип же избирательной системы, как и дата выборов, остаются на выбор самого государства. Часть стран объединения на этих выборах пошли на снижение минимального возраста голосования в целях повышения явки. Например, в Греции порог составит 17 лет, а в Австрии, Бельгии, Германии и Мальте - и вовсе 16.
В выборах примут участие представители почти 200 партий. Избранные кандидаты распределяются по группам (фракциям) ЕП в зависимости от политической направленности своих партий. Минимальная численность такой группы - 23 депутата от нескольких стран.
Но большую часть депутатов разберут политические группы/фракции давно существующих общеевропейских партий, которые играют важную роль в политике Евросоюза. Подробнее о них - чуть ниже.
На любой вкус и цвет
В Европарламенте последнего созыва действовали группы/фракции Европейской народной партии (правоцентристская, умемернно-консервативная, 176 мандатов), "Прогрессивный альянс социалистов и демократов" (левоцентристская, социал-демократическая, 139), "Обнови Европу" (либералы, 102), "Зеленые - Европейский свободный альянс" (72), "Европейские консерваторы и реформисты" (умеренные евроскептики, 69), "Идентичность и демократия" (правые и ультраправые, 49), "Европейские объединенные левые/Лево-зеленые Севера" (37), а также группа независимых депутатов (61).
Европейская нарпартия (англ. аббревиатура EPP) набирает наибольшую фракцию в Европарламенте с 1999 года. Многие руководители структур ЕС - президент Европарламента Роберта Метсола, избранная от Мальты, президент ЕК Урсула фон дер Ляйен, а также премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис, Хорватии Андрей Пленкович, Латвии Эвика Силиня, Литвы Ингрида Шимоните, Швеции Ульф Кристерссон. В числе украинских партнеров ЕНП - партии "Евросолидарность" и "Батькивщина".
Во фракцию социал-демократов входят представители партий этого толка, в том числе, СДПГ канцлера Германии Олафа Шольца, Соцпартия премьер-министра Испании Педро Санчеса и т.д. Одна из наиболее ярких фигур в руководстве евроструктур - глава европейской дипломатии Жозеп Боррель тоже представляет "Прогрессальянс".
Третья по величине фракция - либеральная "Обнови Европу" ("Renew Europe") - имеет также немало тяжеловесов в европейской политике: глава Евросовета Шарль Мишель, президент Франции Эмманюэль Макрон, премьеры Нидерландов Марк Рютте, Эстонии Кая Каллас и другие. В состав группы входит общеевропейская партия "Альянс либералов и демократов за Европу" (ALDE), к которой относятся партии президента Владимира Зеленского "Слуга народа" (СН) и "Голос".
Собственно, эти три фракции и управляли Европарламентом в последние годы, поделив между собой ключевые посты в европейских структурах.
Сделка справа
Правые в ЕП были расколоты на две фракции, что серьезно мешало им противостоять политическому мейнстриму в лице консерваторов, либералов, зеленых и левых. Причем эта ситуация проецировалась и на общеевропейскую политику.
Однако перед выборами появились признаки возможного частичного объединения на правом фланге. Многие обратили внимание на форум испанской оппозиционной ультраправой партии VOX Europa Viva 24, состоявшийся 19 мая. Эта политсила принадлежит к альянсу европейских консерваторов и реформистов - как и, например, "Братья Италии" премьер-министра страны Джорджии Мелони. Ее видеообращение к участникам мероприятия ожидаемо не стало неожиданностью. А вот сюрпризом было появление там лидера французского "Национального объединения" Марин Ле Пен, чья партия вообще-то входит в "Идентичность и демократия". Прозвучало на форуме и видеопослание венгерского премьера Виктора Орбана, партию "Фидес" которого еще в 2021 году выставили из консервативных рядов ЕНП.
Следующим важным в этом ключе событием был публичный разрыв партии Ле Пен с партией "Альтернатива для Германии" (АдГ), чьих евродепутатов исключили из группы "Идентичность и демократия" под предлогом оправдания нацизма (из-за высказываний лидера избирательного списка АдГ в Европарламенте). Показательно, что "Альтернатива для Германии" не была представлена и на мероприятии VOX.
По мнению аналитиков, Ле Пен, как и Орбан, демонстрируют своими действиями, что готовы заключить большую сделку с умеренными правыми. Для первой разрыв с АдГ, обвиняемой в связях с Россией, как подозревают некоторые, могут быть условием для ее заключения. Также в этом же русле движется и премьер-министр Италии Мелони.
"Если я правильно понимаю скрытые месседжи и движения в европейской политике, я бы сказал, что формируется новая европейская консервативная партия, в которую может войти не только господин Орбан, но даже госпожа Ле Пен", - заявил журналистам Агостон Мраз, глава венгерского аналитического центра Nézőpont Institute, который считается провластным.
Отметим, журнал The Economist недавно посвятил центральную статью номера возможному созданию мощной правой партийной группы. В случае появления эта партия, как считает издание, может серьезно влиять на расклад сил в европейских структурах и в целом в Европе. По данным The Economist, нынешний еврокомиссар Урсула фон дер Ляйен, планирующая переизбраться на свой пост, сейчас "занята ухаживанием" за Мелони, сотрудничество с которой, как считают другие политики Европы, "находится за рамками приличия".
Однако если союз Мелони с фон дер Ляйен будет-таки оформлен, это может снова "расколоть крайне правых", утверждает издание.
При этом для выдвижения фон дер Ляйен нужно заручиться еще поддержкой лидеров стран - членов ЕС. Они же, кстати, будут предлагать от лица своих стран и кандидатов в комиссары для нового состава ЕК. А потом за кандидатуру на пост главы Еврокомиссии будет голосовать Европарламент. Она должна собрать минимум 361 голос евродепутатов.
Исходя из предварительных результатов, партия фон дер Ляйен ЕНП сохраняет даже с прибавкой наибольшую фракцию в Европарламенте - 185 мест. Социал-демократы в принципе тоже сохранили фракцию - 137 мест. Однако потеряли либералы из "Обнови Европу", у которых только 81 мандат. Если брать "чистые" цифры, то у этих трех партий в целом набирается необходимое количество для успешного голосования за президента ЕК.
Фон дер Ляйен заявила в воскресенье вечером, что она будет просить поддержку у социалистов и либералов.
Проблема в том, что не все депутаты от партий, входящие в блок Европейской народной партии, поддержат ее, "включая, скорее всего, французских политиков от ЕНП, которые видят в ней лояльного не к их политической "семье" (ЕНП - Ред.), а к их сопернику - французскому президенту Эммануэлю Макрону", пишет Politico, анализируя итоги выборов.
Издание, ссылаясь на мнение экспертов и источников внутри трех центристских политгрупп в ЕП, утверждает, что до 10% членов этих депутатских объединений, включая ЕНП, могут не поддержать кандидатуру фон дер Ляйен.
Поиск возможных альтернативных кандидатур опять активизировался. Как заявил Politico неназванный высокопоставленный чиновник из группы "Renew" Макрона, есть идея, например, двигать на замену фон дер Ляйен нынешнего президента Европарламента Роберту Метсолу, также представляющую ЕНП.
"Многие депутаты вели кампанию против нее (фон дер Ляйен - Ред.), - заявил источник, тогда как Метсола "нравится всем".
При этом главный кандидат от социал-демократов Николас Шмидт уже заявил, что его группа готова работать с фон дер Ляйен для ради сохранения большинства.
Сама же президент ЕК в комментариях прессе заявила, что ни одно большинство не может быть сформировано без "ее" Европейской народной партии.
Так или иначе, вокруг ЕП начинается интенсивная политическая борьба, в которую евроструктуры с головой уйдут на ближайшее время.
Больше читать о начавшейся "коалициаде" в Европарламенте.
Макрон перевернул стол
В более широком контексте выборы в ЕП показательны результатами в двух ключевых странах Евросоюза - Германии и Франции.
В обеих странах правящие партии потерпели сокрушительное поражение.
СДПГ Шольца показала худший результат в своей истории - 13,9%, пропустив вперед не только "заклятых" конкурентов - блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) с 30% голосов, но и АдГ с 15,9% голосов. Партнеры СДПГ по коалиции - Партия зеленых с 11,90% - на четвертом месте.
Во Франции провластный блок во главе с макронистской партией "Ренессанс" набрал 14.60%, что дало ему второй результат. Однако результат оппозиционной партии "Национальное объединение" Марин Ле Пен оказался в два раза выше - 31.37%! Макрон решился на отчаянный шаг - роспуск парламента страны и объявление внеочередных парламентских выборов, которые состоятся 30 июня и 7 июля. В Германии правительство призывы оппозиции о французском сценарии пока игнорирует.
Макрон ожидал "поражения" на выборах, но результат его партии - "это не поражение, это унижение", приводит в X цитату из своей колонки в Le Figaro главред этой газеты Алексис Брезе. По его мнению, итоги выборов свидетельствуют, что "макронизм рушится": "Ни безумие речей, ни инструментализация украинского конфликта, ни изъятие общественного и частного телевидения, ни бессовестная эксплуатация церемоний высадки (в Нормандии - Ред.) ничего не изменили".
Тогда же почему Макрон при этом положении вещей решился на досрочную кампанию? Брезе дает такое объяснение в своем микроблоге в X: "Исполнительная власть рассчитывает, что избиратели, в некотором смысле напуганные своей смелостью и шоковой волной, которую только что вызвал их коллективный выбор, скорректируют свой голос на выборах в законодательные органы. Но ничто не говорит о том, что так будет".
"Макрон попытается сыграть в старую игру, повторить историю президентских выборов 2017 года. Тогда Ле Пен набрала в первом туре почти столько же голосов, как и Макрон. Но это привело к мобилизации электората, не принимающего Ле Пен, и в итоге она проиграла. На последующих парламентских выборах партия Макрона также победила. Вот и сейчас, думаю, мы увидим, новую попытку снова мобилизовать во французском обществе силы на теме против Ле Пен", - комментирует политолог Константин Бондаренко "Стране".
Как напоминает политический эксперт, бывший глава Комитета избирателей Украины Игорь Попов, при выборах в ЕП и Национальную ассамблею Франции применяются различные избирательные системы.
На выборах в Европарламент применяется пропорциональная система, поэтому рейтинг партии Ле Пен обеспечил ее результат - больше 31%. "Выборы в Национальную ассамблею - двухтуровая мажоритарка. Таким образом, во втором туре Макрон рассчитывает на консолидацию голосов оппонентов Ле Пен, как и было раньше.
В 2022 году во втором туре "Объединение" получило 17,3 % голосов, но это дало только 89 мандатов", - написал Попов на своей странице в Facebook.
Однако сейчас ситуация может быть другая. Слишком большой разрыв сейчас между партией Ле Пен и партией Макрона. Кроме того, Ле Пен сейчас сама ведет активные переговоры о создании коалиции. В частности, с партией Саркози и с рядом других организаций.
"Исходя из результатов выборов, стопроцентно понятно, что французы в большинстве своем не согласны с президентской политикой. Позиция Франции относительно войны в Украине, постепенное втягивание страны в этот конфликт, с одной стороны, и огромное количество мигрантов - другой стали основными причинами успеха партии Ле Пен. Отношение к ситуации вокруг Палестины помогло, напротив, левым силам. И, распустив парламент, Макрон как бы сказал французам: "Я вас понял". Такого развития событий никто не ожидал, потому что выборы в Европарламент никогда серьезно не влияли на внутреннюю французскую политику. В ходу такая версия: Макрон объявил выборы, чтобы на них победили правые, а Жордан Барделля (председатель партии "Национальное объединение" Ле Пен - Ред.), вероятно, будет новым премьер-министром. Французы увидят, что крайне правые не смогут толком управлять, что приведет к разочарованию избирателей к следующим президентским выборам, и провалу на них Ле Пен. Это сейчас самое популярное объяснение среди провластных спикеров происходящего. Но это рискованная игра: а вдруг французам понравится внутренняя политика правых?" - сказал нам французский политолог Омар Арфуш.
Бондаренко ожидает, что Макрон не откажется от темы Украины во внутрифранцузских контриграх против той же Ле Пен, которая в отличие от президента призывает к осмотрительности в отношении войны.
И в этом плане, как пишет телеграм-канал "Политика Страны", поражение партии Макрона на выборах в парламент может иметь очень серьезное как символическое, так и практическое значение.
"С февраля этого года Макрон стал символом радикальной линии в отношении участия Запада в войне в Украине. Выступал за отправку войск НАТО, требовал снять все ограничения на использование оружия, отмечался крайне грозной риторикой в отношении Москвы и призывал не идти с РФ ни на какие компромиссы, а воевать до победного конца. За это его резко критиковала Ле Пен, обвиняя в попытке втянуть Францию в войну. По итогу партия Ле Пен набрала в два раза больше голосов, чем партия Макрона. И хотя понятно, что не только позиция президента по украинскому вопросу привела к такому результату, но символически это выглядит как вотум недоверия со стороны французов Макрону с его призывами к расширению участия в войне в Украине. Практическое же значение это будет иметь, если в ходе выборов парламента во Франции сменится правительство, и оно будет оппозиционно Макрону. И это может привести к серьезному политическому кризису во Франции, а, возможно, и к досрочной отставке президента", - пишет телеграмм-канал.