В пятницу, 1 июня, исполнился ровно год чеченской бойне, развернувшейся на столичном Подоле в начале прошлого лета. Речь идет о перестрелке, которая, по версии следствия, явилась следствием неудачного покушения на жизни "добробатовцев" Адама Осмаева и его ныне покойную супругу - Амину Окуеву.
По подозрению в совершении этого преступления вот уже почти год под арестом в Лукьяновском СИЗО содержится загадочный "киллер Кадырова" – мужчина чеченского происхождения с множеством фамилий, прозвищ и темной биографией.
Во вторник, 29 мая, ему был вручен обвинительный акт, который Динго подписал с собственными замечаниями. Само же производство как раз в канун первой годовщины "чеченской бойни" на улице Кирилловской было направлено в Подольский райсуд столицы. 31 мая он постановил, что выносить вердикт подозреваемому будет суд присяжных, назначив дело к рассмотрению.
"Страна" разбиралась, что в нем говорится и обнаружила детали, которые предпочитают не афишировать.
"Длиннющая цепочка" заказчиков оборвалась на одном фигуранте
Лейтмотив итогового варианта обвинений, по большому счету, не претерпел существенного изменения по сравнению с изначальным вариантом.
Оппонента добровольцев АТО на Подоле по-прежнему "проводят" по статье об убийстве двух и более лиц (ч.2 ст.115 УК Украины), а также незаконном хранении оружия (ч.1 ст.263 УК Украины). Следствие настаивает, что "киллер Кадырова" действовал в два этапа. Сначала под личиной французского журналиста Алекса Вернера он втирался в доверие Адама и Амины. А уже после установления приятельских отношений намеревался ликвидировать пару из-за ее активной проукраинской позиции и участия в АТО в так называемом "чеченском батальоне".
В МВД неоднократно называли основной версией покушения "месть со стороны российских террористических диверсионных группировок, действующих при поддержке российских спецслужб".
"Мотивы, суть, порядок исполнения преступления, а также длиннющая цепочка, ведущая к некоторым лидерам Российской Федерации, у нас зафиксированы", – заявлял на этот счет журналистам профильный министр Арсен Аваков.
И указывал, что "общество поймет все детали, когда дело окажется в суде". Впрочем, в 13 томах "дела Динго" на этот счет не содержится какой-либо конкретики.
Никто из заказчиков или пособников убийства "добробатовцев", и уж тем более из российской власти, в нем так и не обозначен.
При этом история с украинским загранпаспортом на фамилию Дакар, который был обнаружен у псевдофранцузского "журналиста" после перестрелки, выведена за скобки. Она является предметом изучения отдельного уголовного производства. Где в настоящее время Динго о подозрении не сообщалось.
Дакар стал Кринари благодаря помощи австрийцев
Между тем несколько знаковых новаций в процессуальных документах по делу о "чеченской бойне" все же имеется.
Во-первых, следствие переквалифицировало инкриминируемые "киллеру Кадырова" деяния с оконченного покушения на убийство Осмаева и Окуевой на незавершенный (по независящим от него причинам) эпизод преступления.
Во-вторых, наконец-то поставлена точка в процессе идентификации личности Динго.
Ранее "Страна" писала, что он неоднократно заявлял себя гражданином РФ Артуром Кринари (предыдущие фамилии – Денисултанов, Курмакаев). Но по делу о конфликте с "добробатовцами" с самого начала мужчина проходил как украинец Александр Дакар.
Чем пользовались прокуроры и судьи, отбивая многочисленные попытки адвоката Алексея Дрюка требовать для своего клиента переводчика на чеченский язык.
Конец этим спорам положил ответ, полученный в рамках процедуры международной правовой помощи из Австрии. Из Вены поступил увесистый пакет документов, повествующий о приключениях Динго на территории Остеррайха. Здесь в конце 2000-х он проходил по делу об убийстве бывшего телохранителя Рамзана Кадырова – Умара Исраилова, который ранее побил горшки с главой Чечни и сбежал в Европу. В судебных материалах мужчина фигурирует под фамилиями Курмакаев/Денисултанов и носитель прозвища Арби.
Как следует из обнародованного в американских СМИ протокола, 10 июня 2008 года Арби был допрошен по этому делу. Позднее, уже находясь в России, он назвал этот документ фальшивкой и дезавуировал слова о том, что якобы приезжал в Вену для переговоров о возвращении Исраилова в Чечню (или иного варианта "решения вопроса") по поручению Кадырова.
Вне зависимости от этого, у австрийских правоохранителей в базе данных остались отпечатки и персональные данные загадочного уроженца Гудермеса, проходившего в деле Исраилова как свидетель. Они совпали с "пальцами" арестанта Лукьяновского СИЗО, где последний год провел Динго. Благодаря этому чеченец пережил очередное перевоплощение в деле о бойне на Подоле. Окончательно "превратившись" из одессита Александра Дакара в россиянина Артура Кринари.
Динго грозится идти в ЕСПЧ
И Артур Кринари, как утверждает его защитник Дрюк, уже намерен обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека. Поводом к этому адвокат называет скандальное заседание Шевченковского райсуда Киева, растянувшееся с 17 по 18 апреля.
Чтобы понять суть претензий Дрюка, следует уточнить: на тот момент арест Динго истекал в полночь 17 апреля. И прокуроры обратились в суд с ходатайством о его продлении. В зал заседаний процессуальные оппоненты зашли около 15:00, после чего посыпался шквал отводов со стороны "киллера Кадырова".
Сначала он безуспешно требовал вывести из процесса прокурора, затем судью Линника, и, наконец, отказался от услуг своего адвоката. После этого возникла заминка во времени на несколько часов, связанная с назначением нового защитника для Динго (им стал Олег Балухатый), его ознакомлением с материалами и т. п.
В итоге к тому моменту, когда суд приступил к рассмотрению санкции, часы пробили полночь. А значит – истек срок ареста обидчика Осмаева и Окуевой. Подозреваемому позволили выйти из бокса, но запретили покидать зал суда.
Ближе к 03:00 18 апреля судья Линник вынес решение, которым продлил арест Дакара/Кринари. Адвокат последнего Дрюк считает, что данный вердикт является незаконным, а срок содержания под стражей Динго должен был закончиться 17 апреля.
Защитник апеллирует к тому, что 18 апреля прокуроры должны были вносить новое ходатайство об избрании меры пресечения (с учетом того, что де-юре чеченец был на свободе), но этого не было сделано. Он подал соответствующую жалобу в Апелляционный суд Киева, где 24 мая состоялось слушание по этому делу. Коллегия апелляционного отмела претензии Дрюка.
Но он говорит, что после исчерпания всех национальных инстанций продолжит бороться за права Кринари уже в Страсбурге. Что, в случае позитивного исхода, может поставить под сомнение вероятный приговор в производстве.
Впрочем, на этот процесс может уйти немало времени. А на данный момент сторона защиты и сам "киллер Кадырова" сосредоточены на подготовке к слушанию дела о покушении на Осмаева и Окуеву в украинском суде по сути.
Версия следствия: первым стрелял липовый француз, но нарвался на отпор Амины
Исходя из материалов производства, основными доказательствами против него выступают улики, собранные на месте происшествия, итоги следственного эксперимента и показания оппонентов.
Вот как рисует картину случившегося на улице Кирилловской год назад следствие. Так, 1 июня Динго-Кринари отправился встретиться на площади Победы с Адамом и Аминой, которые подобрали его на автомобиле Nissan Terrano. С собой чеченец, выдававший себя за французского корреспондента, якобы имел черный пакет. В нем находилась коробка с приобретенным им у неустановленного лица пистолетом австрийского производства "Глок".
Изначально троица планировала ехать к зданию посольства Франции в Киеве (якобы для оформления документов для выезда семейной пары "добробатовцев" в Париж), но "киллер Кадырова" предложил повременить с этим визитом. Вместо этого он захотел записать еще одно интервью с ветеранами АТО. Те согласились ответить на расспросы "журналиста". И тогда сидевший за рулем иномарки Адам пересел на заднее сиденье к Амине.
В это время Динго, находившийся на переднем пассажирском кресле, достал свой телефон, начав снимать чету. Он сообщил: у него есть для них подарок, выудив из пакета содержимое. Гособвинение настаивает: открыв коробку, чеченец вытащил пистолет. И, наведя его на Осмаева, произвел два выстрела, ранив того навылет в район легкого и зацепив кисть правой руки.
В салоне авто завязалась борьба между мужчинами, во время которой Окуева выхватила наградной пистолет Макарова 0472 и выстрелила в Кринари. Сраженного пулей Амины "киллера Кадырова" вытолкнули из машины, откуда через некоторое время вылез Осмаев и открыл огонь из собственного ПМ УХ 3717 в обидчика, пока сам не упал.
Далее к месту инцидента подоспел свидетель, которым оказался полицейский Тярбей Аркания. "Это киллер, он пытался нас только что убить", – сообщила ему Окуева, указав на Динго. После чего Аркания вызвал "копов" и медиков, помогая оказывать первую помощь раненому Осмаеву.
Версия "киллера Кадырова"
В ином свете описывает инцидент 1 июня 2017 года на Подоле Артур Кринари.
Во-первых, чеченец в очередной раз дал понять, что на самом деле выступал "парламентером", а не наемным убийцей. Дескать, он прибыл в Украину в качестве "переговорщика" от неких бизнесменов с чеченскими корнями, занимающихся конвертацией средств.
Которые-де и снарядили Динго с посланием для семейной пары ветеранов АТО, от которых потребовали вернуть долги за одну из сорванных операций по "обналу" в размере $3 млн.
"Когда я обратился к ним на чеченском языке и заикнулся, что приехал говорить о деньгах, то не рассчитал ее (Окуевой. – Прим. ред.) истерики. Она закричала ему (Осмаеву. – Прим. ред.): "Стреляй в него! Убей!". В это время открыла огонь по мне, а далее я выпал из машины", – говорит Кринари.
Во-вторых, он утверждает, что найденный на месте происшествия "Глок" ему не принадлежит, а на встречу весь позднее обнаруженный оружейный арсенал привезли с собой "добробатовцы".
По словам Динго, Осмаев достал коробку с австрийским "стволом" из багажника Nissan'а в то время, когда псевдо-Вернер заговорил о том, что у него есть некий презент для ветеранов АТО.
"Осмаев тогда сказал, что у него тоже есть подарок, и достал эту коробку. После чего я сразу включил видео и признался им, что приехал говорить из-за денег. Услышав это, Адам схватился за "Глок", а я попробовал вывернуть пистолет у него из рук. В этот момент прозвучал выстрел мне в плечо, и я отпустил руки. Далее Окуева произвела еще один выстрел, и эта вторая пуля застряла в лобовом стекле", – говорит Кринари.
Что характерно, он признает, что тем самым полностью противоречит ранее заявленной им же версии. Вот как описывал Динго начало перестрелки в июле прошлого года в интервью "Стране": "Я взял этот долбаный пистолет ("Глок". – Прим. ред.) в руки, даже не зная, что он заряжен. Когда Осмаев увидел у меня в руках пистолет, он закричал: "Осторожно!". И дернул меня за руку, выворачивая пистолет. Он прыгнул ко мне вперед через сиденье, и в этот момент произошел случайный выстрел. Даже не знаю, куда он попал. Я не хотел стрелять, не хотел убивать, все произошло по неосторожности".
Сегодня же оппонент "добробатовцев" настаивает на том, что вообще не стрелял и даже не прикасался к оружию во время бойни на Подоле. Изменение показаний Кринари объясняет тем, что по горячим следам после инцидента он находился в коме. А следователи, которые посещали его в тот момент, настойчиво убеждали Динго в том, что он сделал случайные выстрелы.
"Я до последнего верил, что, когда мы боролись за пистолет, так и произошло. Но изучив материалы дела, понял: меня "развели". На 100% в этом уверен", – сетует чеченец сегодня.
Выводы экспертов
Впрочем, нельзя исключать и того, что "киллер Кадырова" хитрит, используя полученные выводы экспертизы оружия с "поля боя" на Кирилловской.
Как уже писала "Страна", они засвидетельствовали полное отсутствие отпечатков пальцев на всех трех пистолетах, которые кто-то заблаговременно стер после ЧП.
Поэтому для определения принадлежности фигурантов перестрелки к "стволам" и подарочной коробке у Кринари, Окуевой и Осмаева был произведен забор биологических образцов и назначены молекулярно-генетические экспертизы.
Их выводы, подоспевшие к завершению следствия, оказались достаточно неожиданными.
Никаких результатов они не смогли дать только по наградному пистолету Амины. Известно, что на нем обнаружены "признаки единичных клеток с ядрами" на предохранителе и курке. Впрочем, эксперты указали: произвести идентификацию лица, которому они принадлежат, не представляется возможным.
Прочие итоги экспертизы, скорее играют на руку "киллеру Кадырова". Дело в том, что его ДНК не были обнаружены ни на одном из пистолетов, а также пресловутой подарочной коробке. Само по себе это начинает дискуссию о том, каким образом Кринари мог стрелять в Осмаева из "Глока" и открывать якобы принесенный им на встречу презент, нигде не наследив...
Наряду с этим ДНК-профиль Осмаева совпал со следами ядр клеток на одном из "Макаровых" (ПМ УХ 3717), "Глоке" и все той же коробке. Но и это еще не все неприятные сюрпризы для Адама, которые выяснили следователи.
Так, на месте инцидента на Кирилловской были изъяты права на имя Андрея Кузнецова (серия OIA №369943, выданные Одесским ГАИ УМВД 25 января 2001 года), где на фото – лицо Осмаева.
Права на гражданина Кузнецова с фотографией Адама Осмаева, источник фото: "Страна"
Эксперты установили, что данный бланк подлинный и не содержит каких-либо признаков подлога (включая отсутствие признаков вклеивания фотографии). Но в Одессе, где якобы выдавался этот документ, данное водительское удостоверение не числится в базе выдачи. А сам "Андрей Кузнецов" не состоится ни в одной базе учета граждан Украины.
Числится, но в списке похищенного в 2014 году из Стахановского горотдела милиции Луганской области, пистолет Макарова, заявленный Осмаевым как его оружие (из которого он стрелял в Динго на улице). По данному факту следственным управлением Нацполиции в Луганской области уже более двух лет расследуется уголовное производство №12016130000000005 с квалификацией по ч.2 ст.262 УК Украины ("Похищение, присвоение, вымогательство огнестрельного оружия, боевых припасов").
При этом "удостоверение" на право ношения данного пистолета УХ 3717, выданное военнослужащему комендатуры Северодонецка, майору Адаму Осмаеву, также обнаруженное на Подоле, аналогично является липой.
"Удостоверение", изъятое у Осмаева, источник фото: "Страна"
Полковник Константин Бабинец, чей автограф красуется на данной "корочке", на допросе сначала показал: этот и прочие бланки от его имени не имеют никакой юридической силы и не предусмотрены никакими нормативно-правовыми актами. А затем сообщил, что не выдавал такого удостоверения Осмаеву. Да и вообще видел его всего два раза в жизни.
Темная история и с иномаркой Nissan Terrano, где развернулась бойня между чеченцами год назад. Согласно информации Сервисного центра при МВД, данный автомобиль не состоит на учете, а его владелец – неизвестен.
Загадочная пуля
"Страна" обратилась к Осмаеву с просьбой предоставить собственную версию развития событий 1 июня на Подоле и рассказать об источнике происхождения у его оружия и сомнительных документов. Но, как пояснила его адвокат Марина Мацегора, Адам отказывается от каких-либо комментариев на этот счет нашему изданию. Сама же адвокат накануне разместила на своей странице в Facebook сведения об итогах подготовительного заседания по делу "киллера Кадырова".
Обвиняемый Артур Кринари в боксе во время подготовительного заседения в Подольском райсуде Киева, источник фото: facebook.com/marina.matsegora
Гораздо больше комментариев – в арсенале Кринари. Он утверждает, что никакого покушения с его стороны не было, а год назад на Кирилловской Осмаев и Окуева организовали для него "провокацию". Якобы семейная пара заблаговременно раскусила, кем он на самом деле является, и решила устроить провокацию для чеченца.
"Их мотивы: "закрыть вопрос" с долгом и обставить все, как собственный героизм", – говорит узник Лукьяновского СИЗО. Динго утверждает, что в пользу этого говорит свидетель из числа бывших бойцов "чеченского батальона", знакомый с предысторией перестрелки на Подоле.
В защиту этой линии Кринари пытается обернуть и показания свидетеля Аркания, который на допросе заявил о том, что слышал два выстрела в машине "добробатовцев" уже после того, как из нее выпал "Динго" (но не вышел Осмаев).
Фрагмент протокола допроса Тярбея Аркании, источник фото: "Страна"
"Утверждать, кто стрелял в тот момент, однозначно не могу. Но, ознакомившись с материалами дела, делаю вывод: скорее всего, это велся огонь из "Глока", откуда было выпущено две пули. Эти два выстрела, о которых говорит и Аркания, как раз и был "самострел" с их стороны, организация легкого ранения Осмаева и инсценировка покушения", – отметил "киллер Кадырова".
В пользу этого он предоставил собственные расчеты трасологии пуль, выпущенных из австрийского пистолета.
"В машине найдено шесть гильз: две калибра 7,62 мм (они валялись в салоне до перестрелки), две от "Глока" и две от "Макарова". Считаем пули: одна от ПМ у меня в шее, вторая – в лобовом стекле, остаются еще две пули из австрийского пистолета. Одна из них прошила Осмаева навылет и вылетела на улицу в 50 сантиметрах от его головы со стороны заднего сиденья с водительской стороны под крышу. Этот выстрел был сделан снизу вверх под углом в 45 градусов. Но дырка – в сумке Осмаева, которая была у него на плече и находилась в районе печени прижатой, с четким отверстием посередине. С того места, где я сидел, произвести такой выстрел просто невозможно. Зато его идеально можно было бы осуществить с того места, где сидела Окуева. С таким уклоном пуля через сумку проходит сквозь ребро и вылетает наружу. Амина, как человек, обладающий медицинскими навыками, инсценировала ранение Осмаева, произведя первый выстрел через сумку (которая висела на плече у Адама. – Прим. ред.)", – говорит "киллер Кадырова".
Фото с телефона Кринари за секунды до начала перестрелки. Сумка висит у Осмаева через плечо и прижата к туловищу, источник фото: "Страна"
Что же касается второй пули, то та, как утверждает Кринари, скорее всего, попала в угольник, раскололась и ударила Осмаеву по пальцам и кисти.
Следы ранения на кисти правой руки Осмаева во время вручения ему подарочных часов от министра внутренних дел Арсена Авакова, источник фото: facebook.com/arsen.avakov.1
"Гильзы от "Глока" обнаружены под передним пассажирским креслом, где сидел я. Но его механизм устроен так, что отражатель выбрасывает гильзы под углом 90 градусов направо. Значит, если бы из "Глока" действительно стрелял я, гильзы выпали бы на водительское сиденье. И уж точно не под то кресло, на котором я находился", – завершает расчеты Динго.
Поверит ли им суд и присяжные, покажет рассмотрение производства по сути.
Но даже без этого, с учетом всех выявленных деталей можно констатировать: завершение следствия по громкому делу так и не дало ответов на целый ряд логичных вопросов о мотивах и характере инцидента 1 июня 2017 года на улице Кирилловской. И даже поставило немало новых, отвечать на которые официальные лица не спешат.